Добавлена новая вакансия Vacancy_name
Назад

Мировые эксперты о перспективах преподавания истории в школе

Дата публикации: 26 июня 2019

Мировые эксперты о перспективах преподавания истории в школе

Сегодня в Москве открылась конференция «История и современное общество» — это часть нового международного проекта Российской академии наук. Отечественные и зарубежные историки собрались, чтобы поговорить о современных проблемах и вызовах, которые стоят перед исторической наукой. Мероприятие в формате своеобразного «мозгового штурма» будет проходить в столице в течение нескольких дней.

Внедрение новых методов преподавания истории в школе сегодня обсуждают ученые из России, Израиля, Польши, Болгарии.

По мнению экспертов, сейчас мир стоит на пороге формирования новой исторической культуры, поэтому подход к преподаванию истории должен быть кардинально пересмотрен:

«Главный вопрос, который стоит перед нами сегодня — как члены социума (не профессиональные историки, а так называемые «простые люди») узнают о своем историческом прошлом, оценивают его и действуют в соответствии с полученными знаниями? Исследования этого вопроса должны проводиться на регулярной основе. Нам нужно формировать так называемую «историю для всех» — публичную, прикладную историю. Она должна общаться на понятном языке, отвечать на современные вопросы, важна ее экспансия в интернет-пространство. Нужно создавать программы, которые развивают навыки исторического мышления на уровне непрофессионала», — вотметила в выступлении Лорина Репина, доктор исторических наук, профессор Института всеобщей истории РАН, член-корреспондент РАН.

Большой проблемой для современных учителей является слабая концентрация внимания у школьников. Об этом в своем докладе говорил один из иностранных спикеров — кандидат исторических наук (Варшавский университет) Петр Глушковский:

«Не только в средней школе, но даже на историческом факультете есть люди, которые не знают основных фактов истории, и по идее они вообще не должны быть историками. Почему возникает такая ситуация, такие пробелы в знаниях? Еще в 90-е годы ученик мог концентрировать свое внимание в течение 45 минут, то есть целый урок. Сейчас же, из-за компьютеризации, ученик может удерживать внимание только 10-15 минут. Учителя не знают, что с этим делать, и они ищут помощи. Я надеюсь, что этот проект поможет ответить на столь важный вопрос», — выразил надежду спикер.

Петр Глушковский также рассказал, что некоторые из его коллег, пытаясь увлечь школьников и студентов наукой, внедряют в образовательный процесс компьютерные игры. Но часто такие игры далеки от подлинной истории, очень сложно от виртуального мира перейти к настоящей науке. Более эффективным инструментом Глушковский считает фильмы, доступно рассказывающие об основных исторических событиях.

Результаты сегодняшней конференции историки будут обсуждать завтра, на практическом заседании. Экспертам предстоит сформировать основу будущего итогового проекта:

«Чтобы укрепить связь между российскими и зарубежными коллегами, РАН задумала проведение пяти крупных мероприятий по разным направлением: гелиосфера, космическая медицина, а также исследование Арктики, проблемы физики и гуманитарное направление, которое мы и представляем сегодня. Завтра участники рабочей группы обсудят результаты, полученные на конференции, и предложат свое видение того, как наш итоговый проект будет отвечать требованиям современного российского учителя в школе. Возможно, это будет ряд публикаций по каким-то проблемам или сборник, посвященный одной или нескольким темам. Этот материал учителя смогут использовать, чтобы разнообразить или углубить свои исследования», — рассказал в беседе с «Научной Россией» кандидат исторических наук (Институт всеобщей истории РАН) Василий Дударев.

Поделиться: